Элеонора Шашкова: биография, фильмография, фото
Элеонора Шашкова биография
Шашкова Элеонора Петровна родилась 24 декабря 1937 года в г. Батуми, Аджарская АССР, Грузинская ССР.
Заслуженный деятель искусств Польши.
Впервые на киноэкране Элеонора Шашкова появилась, еще будучи студенткой второго курса Щукинского училища. Тогда начинающей актрисе досталась эпизодическая роль в фильме «Две жизни», а главную роль в нем исполнил Вячеслав Тихонов.
После ряда эпизодов (Таня в социальной драме «Тишина», Тонюшка в киноромане «Возвращение Вероники» и др.) Элеонору Шашкову утвердили на роль Марии Николаевны, жены опытного разведчика Тульева в знаменитом шпионском фильме «Ошибка резидента» (1968). Роль Тульева исполнил выдающийся актер Георгий Жженов, о котором Элеонора Петровна вспоминает с особой теплотой: «Георгия Степановича Жженова я вообще считаю своим «крестным»: он преподавал мне уроки кинематографа, мы репетировали, очень долго репетировали... Не то, что сейчас в сериалах: текст знаешь, по местам расставили и ладно!»
Фильм вызвал большой успех у зрителей, и впоследствии были поставлены продолжения: «Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Конец операции «Резидент»…
Популярности актрисы способствовала и ее роль во всенародно любимом киноромане «Тени исчезают в полдень», в котором она сыграла Стешу, жену Фрола. Впрочем, здесь, популярность была несколько иной. Элеонора Шашкова настолько убедительно создала отрицательный образ, что, порой эти качества зрители переносили и на нее. Она вспоминает: «Помню одну встречу со зрителями, по-моему, гдето на часовом заводе, там было очень много женщин. Мы вышли из двери, стали подниматься по ступенечкам на сцену, и тут, увидев меня, зал просто зашипел: «Стешка идет! Стешка стерва!» «Владимир Аркадьевич, говорю Краснопольскому, я не буду выступать, зал очень против меня настроен!» - «Дурочка, это же комплимент, отвечал режиссер. - Видишь, как они верят, что ты именно такая! А ты сейчас с ними поговоришь, и все поймут, что ты совсем другая!» Действительно, контакт с залом у меня получился хороший». Сама же Элеонора Шашкова свою героиню любила и оправдывала: «Эта роль мне понравилась тем, что личность Стешки неоднозначная она сама покорежила себе жизнь из-за того, что безумно любила Фрола. Безумно! Поэтому даже я, как актриса, оправдывала очень некрасивый поступок своей героини, когда Стешка убежала со свадьбы. По-моему, любовь оправдывает почти все. Конечно, не убийство, не какие-то страшные вещи, но почти все...»
В 1963 году окончила Театральное училище имени Щукина (курс Л.М. Шихматова и В.К. Львовой).
Самый большой успех в кино актрисе принесли не главные роли, а совсем скромный эпизод в киносаге Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973). В эту картину Элеонора Шашкова попала благодаря Вячеславу Тихонову, исполнителю главной роли Штирлица. Лиознова хотела, чтобы жену нашего легендарного разведчика сыграла актриса малоизвестная. И тогда Тихонов вспомнил об Элеоноре, с которой снимался в «Двух жизнях». Шашкова приехала на пробы, и на следующий день ее утвердили.
На экране жена Штирлица появлялась лишь в одном эпизоде. Но какой это был эпизод! Сцена встречи Штирлица с женой длилась 5 минут 30 секунд. По всем меркам, казалось, что она затянута. Так на предварительном просмотре картины посчитало и киношное начальство, предложив Лиозновой сократить сцену в 10 раз. Мол, зрители просто не выдержат такого длинного эпизода. Но режиссер была непреклонной и отстояла первоначальный вариант. В итоге оказалось, что Лиознова была права. Сцена встречи получилась одной из лучших в фильме, пронзительной, пробирающей душу любого зрителя!
С 1963 года - актриса Театра имени Вахтангова.
В новом веке российский кинематограф все чаще стал обращать внимание на незаслуженно забытых актеров старшего поколения. Пригодился и талант Элеоноры Шашковой.
С 2006 года она вновь активно снимается в кино. В ее активе: Екатерина Фурцева в биографическом сериале «Утесов. Песня длиною в жизнь», Инна Анатольевна в фильме «Грехи наши», Евдокия Георгиевна в сериале «Мачеха», Вараксина в сериале «Я лечу» и др.
Заслуженная артистка РСФСР (13.09.1991).
Заслуженный деятель искусств Польши.
Впервые на киноэкране Элеонора Шашкова появилась, еще будучи студенткой второго курса Щукинского училища. Тогда начинающей актрисе досталась эпизодическая роль в фильме «Две жизни», а главную роль в нем исполнил Вячеслав Тихонов.
После ряда эпизодов (Таня в социальной драме «Тишина», Тонюшка в киноромане «Возвращение Вероники» и др.) Элеонору Шашкову утвердили на роль Марии Николаевны, жены опытного разведчика Тульева в знаменитом шпионском фильме «Ошибка резидента» (1968). Роль Тульева исполнил выдающийся актер Георгий Жженов, о котором Элеонора Петровна вспоминает с особой теплотой: «Георгия Степановича Жженова я вообще считаю своим «крестным»: он преподавал мне уроки кинематографа, мы репетировали, очень долго репетировали... Не то, что сейчас в сериалах: текст знаешь, по местам расставили и ладно!»
Фильм вызвал большой успех у зрителей, и впоследствии были поставлены продолжения: «Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Конец операции «Резидент»…
Популярности актрисы способствовала и ее роль во всенародно любимом киноромане «Тени исчезают в полдень», в котором она сыграла Стешу, жену Фрола. Впрочем, здесь, популярность была несколько иной. Элеонора Шашкова настолько убедительно создала отрицательный образ, что, порой эти качества зрители переносили и на нее. Она вспоминает: «Помню одну встречу со зрителями, по-моему, гдето на часовом заводе, там было очень много женщин. Мы вышли из двери, стали подниматься по ступенечкам на сцену, и тут, увидев меня, зал просто зашипел: «Стешка идет! Стешка стерва!» «Владимир Аркадьевич, говорю Краснопольскому, я не буду выступать, зал очень против меня настроен!» - «Дурочка, это же комплимент, отвечал режиссер. - Видишь, как они верят, что ты именно такая! А ты сейчас с ними поговоришь, и все поймут, что ты совсем другая!» Действительно, контакт с залом у меня получился хороший». Сама же Элеонора Шашкова свою героиню любила и оправдывала: «Эта роль мне понравилась тем, что личность Стешки неоднозначная она сама покорежила себе жизнь из-за того, что безумно любила Фрола. Безумно! Поэтому даже я, как актриса, оправдывала очень некрасивый поступок своей героини, когда Стешка убежала со свадьбы. По-моему, любовь оправдывает почти все. Конечно, не убийство, не какие-то страшные вещи, но почти все...»
В 1963 году окончила Театральное училище имени Щукина (курс Л.М. Шихматова и В.К. Львовой).
Самый большой успех в кино актрисе принесли не главные роли, а совсем скромный эпизод в киносаге Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973). В эту картину Элеонора Шашкова попала благодаря Вячеславу Тихонову, исполнителю главной роли Штирлица. Лиознова хотела, чтобы жену нашего легендарного разведчика сыграла актриса малоизвестная. И тогда Тихонов вспомнил об Элеоноре, с которой снимался в «Двух жизнях». Шашкова приехала на пробы, и на следующий день ее утвердили.
На экране жена Штирлица появлялась лишь в одном эпизоде. Но какой это был эпизод! Сцена встречи Штирлица с женой длилась 5 минут 30 секунд. По всем меркам, казалось, что она затянута. Так на предварительном просмотре картины посчитало и киношное начальство, предложив Лиозновой сократить сцену в 10 раз. Мол, зрители просто не выдержат такого длинного эпизода. Но режиссер была непреклонной и отстояла первоначальный вариант. В итоге оказалось, что Лиознова была права. Сцена встречи получилась одной из лучших в фильме, пронзительной, пробирающей душу любого зрителя!
С 1963 года - актриса Театра имени Вахтангова.
В новом веке российский кинематограф все чаще стал обращать внимание на незаслуженно забытых актеров старшего поколения. Пригодился и талант Элеоноры Шашковой.
С 2006 года она вновь активно снимается в кино. В ее активе: Екатерина Фурцева в биографическом сериале «Утесов. Песня длиною в жизнь», Инна Анатольевна в фильме «Грехи наши», Евдокия Георгиевна в сериале «Мачеха», Вараксина в сериале «Я лечу» и др.
Заслуженная артистка РСФСР (13.09.1991).
Дополнить биографию
Статья отредактирована: 20-07-2016, 12:01
Элеонора Шашкова фильмография
2008
Взрослые игры (мелодрама)
Евдокия Георгиевна
Евдокия Георгиевна
2007
Мачеха (мелодрама)
Евдокия Георгиевна
Евдокия Георгиевна
2004
Возвращение Мухтара (детектив)
тетя Люба
тетя Люба
1973
Семнадцать мгновений весны (драма, военный)
Александра Гаврилина
Александра Гаврилина
1970
Судьба резидента (детектив)
Мария Николаевна
Мария Николаевна
1968
Ошибка резидента (детектив)
Мария Николаевна
Мария Николаевна