Петр Алейников: биография, фильмография, фото
![Фото Петр Алейников биография и фильмы с участием Фото актера Петр Алейников, биография и фильмография](https://lifeactor.ru/uploads/posts/2014-05/1400830242_p_f-1.jpg)
Петр Алейников биография
В советском кинематографе Петр Мартынович Алейников прожил век недолгий, но блистательный. Он был, пожалуй, самым любимым, самым узнаваемым, самым долгожданным актером предвоенного и военного кинематографа. Зрители наизусть выучивали не только реплики его смешных героев, но и движения, ужимки персонажей, копируя его неповторимую “лениво-одесскую” интонацию голоса. Самому Алейникову для этого не требовалось прибегать к каким-то классическим комедийным приемам — ему достаточно было естественной жизни в образе.
После окончания Ленинградского института сценических искусств Алейников снялся в двух эпизодических ролях в фильмах “Крестьяне” (1934) и “Люблю ли тебя” (1934). И вот первая крупная роль, сенсационный успех в фильме Сергея Герасимова “Семеро смелых” (1936). Из большого ящика появился изумительный “полярный заяц” Петька Молибога, давно мечтавший проникнуть на арктическую станцию и наконец добившийся своего. Отправить его обратно жалко, “шлюпку жалко”. А тут выясняется, что он может быть поваром. Так и зачисляют Молибогу седьмым зимовщиком к великой радости его самого и зрителей, уже начавших волноваться за судьбу парня. Потому что юмор и природное обаяние Алейникова покорили зрителей с первых эпизодов и заставляли улыбаться до финала.
Жизнерадостность актера естественно уживалась с монументальностью эпохи. Облик Алейникова в тот период почти не меняется из фильма в фильм. Простой парень — кепка, сбитая на затылок, или поварской колпак и дырявая тельняшка, перемазанная мазутом. Такие роли легко укладывались в привычные рамки, и Алейников на долгие годы оставался Савкой из “Трактористов”, Ваней Курским из “Большой жизни” или просто самим собой в “Комсомольске”.
Затем были бывший моряк-анархист Гайворон, ставший верным адъютантом красного полководца Пархоменко в “Александре Пархоменко” Л. Лукова, летчик Стрельцов в “Небе Москвы” Ю. Райзмана, Иванушка в “Коньке-Горбунке” А. Роу, Пушкин в “Глинке” Л. Арнштама. Это почти весь недлинный и неровный список ролей Алейникова. И все-таки в звездном реестре нашего кино его имя навсегда останется одним из самых ярких и звонких. Он вошел в кино весело, сразу, равным среди равных. Неповторимая актерская индивидуальность Алейникова всегда оказывалась всепобеждающей. Органика его существования в роли казалась беспредельной и неизбывной. Герои его были так же непреложно достоверны, как непреложна и достоверна сама жизнь. А жизни именно такие и были в ту пору до зарезу нужны. Нужны на Днепрострое и Магнитке, в шахтах и на колхозных полях, на северных зимовках и в песках горячей пустыни. Была в его героях лукаво примеривающаяся и зорко присматривающаяся готовность к добру. Была жадность к жизни, к веселью, дурачеству, озорству.
Тяжким испытанием для актера стал долгий период творческого бездействия, связанный с необходимостью перехода к возрастным ролям.
Когда ему едва перевалило за пятьдесят, он снялся в своем последнем фильме — “Утоление жажды” Булата Мансурова, снимался в каракумских песках, будучи уже тяжелобольным. Говорят, что, услышав случайно разговор о возможной перемене названия фильма, он взял с режиссера слово не делать этого: “Эта картина, — сказал он, — утоление и моей актерской жажды”.
После окончания Ленинградского института сценических искусств Алейников снялся в двух эпизодических ролях в фильмах “Крестьяне” (1934) и “Люблю ли тебя” (1934). И вот первая крупная роль, сенсационный успех в фильме Сергея Герасимова “Семеро смелых” (1936). Из большого ящика появился изумительный “полярный заяц” Петька Молибога, давно мечтавший проникнуть на арктическую станцию и наконец добившийся своего. Отправить его обратно жалко, “шлюпку жалко”. А тут выясняется, что он может быть поваром. Так и зачисляют Молибогу седьмым зимовщиком к великой радости его самого и зрителей, уже начавших волноваться за судьбу парня. Потому что юмор и природное обаяние Алейникова покорили зрителей с первых эпизодов и заставляли улыбаться до финала.
Жизнерадостность актера естественно уживалась с монументальностью эпохи. Облик Алейникова в тот период почти не меняется из фильма в фильм. Простой парень — кепка, сбитая на затылок, или поварской колпак и дырявая тельняшка, перемазанная мазутом. Такие роли легко укладывались в привычные рамки, и Алейников на долгие годы оставался Савкой из “Трактористов”, Ваней Курским из “Большой жизни” или просто самим собой в “Комсомольске”.
Затем были бывший моряк-анархист Гайворон, ставший верным адъютантом красного полководца Пархоменко в “Александре Пархоменко” Л. Лукова, летчик Стрельцов в “Небе Москвы” Ю. Райзмана, Иванушка в “Коньке-Горбунке” А. Роу, Пушкин в “Глинке” Л. Арнштама. Это почти весь недлинный и неровный список ролей Алейникова. И все-таки в звездном реестре нашего кино его имя навсегда останется одним из самых ярких и звонких. Он вошел в кино весело, сразу, равным среди равных. Неповторимая актерская индивидуальность Алейникова всегда оказывалась всепобеждающей. Органика его существования в роли казалась беспредельной и неизбывной. Герои его были так же непреложно достоверны, как непреложна и достоверна сама жизнь. А жизни именно такие и были в ту пору до зарезу нужны. Нужны на Днепрострое и Магнитке, в шахтах и на колхозных полях, на северных зимовках и в песках горячей пустыни. Была в его героях лукаво примеривающаяся и зорко присматривающаяся готовность к добру. Была жадность к жизни, к веселью, дурачеству, озорству.
Тяжким испытанием для актера стал долгий период творческого бездействия, связанный с необходимостью перехода к возрастным ролям.
Когда ему едва перевалило за пятьдесят, он снялся в своем последнем фильме — “Утоление жажды” Булата Мансурова, снимался в каракумских песках, будучи уже тяжелобольным. Говорят, что, услышав случайно разговор о возможной перемене названия фильма, он взял с режиссера слово не делать этого: “Эта картина, — сказал он, — утоление и моей актерской жажды”.
Дополнить биографию
Петр Алейников фильмография
1958
Шофер поневоле (комедия, приключения)
шофер грузовика
шофер грузовика
Петр Алейников фото
![Актер Петр Алейников фото Актер Петр Алейников фото](https://lifeactor.ru/uploads/posts/2014-05/1400830219_i-1015.jpg)
![Петр Алейников смотреть фото Фото актера Петр Алейников](https://lifeactor.ru/uploads/posts/2014-05/1400830242_p_f-1.jpg)
![Петр Алейников фото биография Петр Алейников актеры фото биография](https://lifeactor.ru/uploads/posts/2014-05/1400830263_d92e04549bf1.jpg)