Эра Зиганшина: биография, фильмография, фото
Эра Зиганшина биография
Эра Зиганшина родилась и выросла в Казани в обычной советской семье. С юных лет у девочки проявились артистические наклонности. Оставаясь одна дома, она вытаскивала из шкафа все платья мамы и демонстрировала перед зеркалом разные сценки. А еще Эра была без ума от выдающихся советских актрис Извицкой, Целиковской, Орловой. У девочки была целая коллекция их фото. Впрочем, себя на их месте она в те времена совершенно не представляла. Ей просто нравился тот удивительный мир кинематографа…
Эра Зиганшина росла девочкой увлекающейся. То ей хотелось научиться шить, то фотографировать, то кататься на лыжах. Родителям ничего не оставалось, как приобретать любимому чаду швейную машинку, фотоаппарат, лыжи… Но загоревшись, Эра быстро ко всему этому охладевала, и все вещи складывались в дальний угол и забывались.
Единственное, чем Эра действительно занималась долго – это скрипка. Родители считали, что умея играть на музыкальном инструменте, всегда будешь иметь гарантированный кусок хлеба. Однако, окончив школу, Эра Зиганшина, к огорчению родителей, забросила музыку. Она решила стать актрисой…
Учеба
Когда девушка объявила о своем решении, родители заперли ее дома. Пришлось сбежать. Она приехала в Москву, но везде провалилась. Долго болела после этого, нервы сдали. А на следующий год снова поехала в столицу, и на этот раз своего добилась – поступила в театральное училище им. Щукина на курс Анатолия Ивановича Борисова.
«Это был замечательный педагог, - вспоминает Эра Гарафовна, - но мне было крайне неуютно в Щукинском училище. У нас был прекрасный курс, много красивых девушек, все из очень богатых семей, и я, приехавшая из города Казани, со своими непомерными амбициями. Я ведь была убеждена в собственной гениальности!»
Как-то в Москву с гастролями приехал БДТ во главе с Георгием Александровичем Товстоноговым. Спектакли проходили в Вахтанговском театре, который находится рядом с Щукинским училищем, и Эра вместе с подругами бегала смотреть спектакли. Неожиданно для себя она осознала, что хочет учиться именно у Товстоногова. Девушка попала к нему на просмотр, и Георгий Александрович согласился взять ее к себе.
Скандал был огромный. Ректор Щукинского училища Борис Иванович Захава категорически не хотел отдавать документы Зиганшиной. Он опасался, что, уйдя из института, девушка просто пропадет. Но если Товстоногов принял решение, то от него уже не отступал. В результате оканчивала обучение Эра Зиганшина уже в Ленинграде в студии Товстоногова при БДТ.
Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
В 1965 году Эра Зиганшина закончила студию и была принята в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Очень скоро она стала одной из ведущих актрис театра. Ее репертуару можно было только позавидовать: Люси в «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта, Нелли в «Униженных и оскорблённых» Достоевского. Но сама обстановка в театре оказалась непростой. Актриса вспоминает о том периоде: «Мне приходилось менять и преодолевать себя. По характеру, по воспитанию - по всему, я была человеком совершенно не приспособленным для театральной жизни. Я была очень резкой, не собранной. Для меня не существовало никаких авторитетов. В школе это во мне пестовали, а для театра оказалось плохо…» Театр воспитал Зиганшину, закалил, она научилась «держать лицо» независимо от ситуации.
В 1970 году мужа Эры Зиганшиной назначили главным режиссером Русского драматического театра Кишинева. Эра Гарафовна уехала вслед за ним. Недолго там проработав, она вновь вернулась в Ленинград, в Театр им. Ленинского Комсомола. Как раз в это время в театр пришел режиссер Геннадий Михайлович Опорков. Он назначил молодую актрису на роль старухи Пилар в спектакле «По ком звонит колокол». «Это высший пилотаж риска, как бы ты не доверял актрисе, что бы там ни было, но мне был 31 год! Не имея ни фактуры, ни, что называется, тела….» - вспоминает Эра Гарафовна. Но расчет Опоркова оказался верным. Зиганшина не только потрясающе сыграла, после этой роли она почувствовала, что теперь она может все!
За период совместного творчества с Опорковым Эра Зиганшина сыграла в таких спектаклях, как: «Деньги для Марии» В.Распутина (Мария), «Утиная Охота» А.Вампилова (Галина), «Последние» М.Горького (Софья), «Чайка» А.Чехова (Аркадина). «Я сыграла в его спектаклях, и режиссера ближе и роднее в моей жизни не было», - признается Эра Гарафовна.
Москва
В 1989 году Эра Зиганшина переехала в Москву, где сыграла главную роль в спектакле «Цена» А.Миллера в Театре «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. В дальнейшем она работала в качестве приглашенной актрисы в разных столичных театрах. Одна из лучших работ Эры Зиганшиной - Кабаниха в спектакле «Гроза», поставленном на сцене Московского ТЮЗа. За эту роль актриса была удостоена в 1998 году премии К.С.Станиславского, а в 1999 году - независимой актерской премии имени Владислава Стржельчика.
Большое удовольствие Эра Зиганшина получила от работы с Романом Виктюком, у которого она играла роль Донны Клотильды в спектакле «Фердинандо» А.Ручелло. Виктюк так отзывался об актрисе: «У Эрочки Зиганшиной есть уникальное качество, которое я запомнил в ней еще со спектаклей Опоркова, - это пульсирующий свет, исходящий из нее. … Это тот этап творчества и мудрости, когда уравновешены разум и сердце. Ей не скучно с собой. В ней нет пустоты. Ей есть, что отдать людям. Каждую роль она начинает с той ноты, с которой обычно актер заканчивает. Она начинает с такой вершины, и такая лавина несется вниз, что не видно, когда эта лавина остановится».
И снова Санкт-Петербург
Очередное возвращение в Санкт-Петербург состоялось уже в новом веке. Эра Зиганшина вернулась в родной Ленком, который стал носить новое название - Театр-фестиваль «Балтийский дом». На родной сцене ее ждал настоящий триумф. Актриса блестяще исполнила роль Бабушки в спектакле «Похороните меня за плинтусом». Вот как описывал игру Зиганшиной актер Александр Лушин: «…я вместе с остальными зрителями то хихикая, то негодуя наблюдал за выходками полусумасшедшей вздорной бабки, третирующей свое семейство, и вместе с остальными был готов разрыдаться, увидев в финале несчастную беспомощную женщину, задыхающуюся от любви и недостатка любви. Талантливо, глубоко, ярко, профессионально…» За эту роль Эра Зиганшина в 2008 году была удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Среди других работ актрисы, сыгранных на сцене «Балтийского дома» в 2007-10 годы: Кручинина в спектакле «Без вины виноватые» А.Н.Островского, Ольга Берггольц в спектакле «Ольга. Запретный дневник».
В декабре 2011 года Эра Зиганшина была принята в труппу Александринского театра. Ее дебютом стала роль в спектакле Валерия Фокина «Литургия ZERO» по роману Ф.М.Достоевского «Игрок».
Яркий дебют в кино
В кино Эра Зиганшина сыграла свою первую дебютную роль в 1966 году ролью маленькой разбойницы в фильме-сказке «Снежная королева». Великолепная картина была отмечена многочисленными призами фестивалей, но главное - она стала любимой для миллионов советских детей. Как признается сама Эра Гарафовна, после этой роли она вдруг возомнила себя кинозвездой: «…я отказывалась от большого количества ролей – каких-то нехороших девочек в классе, невоспитанных девушек на заводе. То есть работал стереотип: Маленькая Разбойница, только на современный манер, в советских сценариях. Я была убеждена, что это все не для меня. Вот «Снежная королева» – это классика, Маленькая Разбойница – это персонаж на все времена, значит, и следующая моя роль должна быть не менее достойной». Кинематограф жесток и злопамятен – не хочешь сниматься, найдутся другие, молодые и талантливые. Эру просто перестали приглашать…
Кино – от расчета до любви
Многие годы Эра Зиганшина и кинематограф существовали отдельно друг от друга. Лишь периодически актриса появлялась в небольших ролях, самая заметная из которых - Урсула в музыкальной комедии «Небесные ласточки». О той работе Эра Гарафовна вспоминает с удовольствием: «Одна из немногих лент, где я бежала на съемочную площадку окрыленной, - «Небесные ласточки». Было интересно, там много музыки, замечательный актерский ансамбль». Более плодотворным было сотрудничество актрисы с Ленинградским телевидением, где Эра Зиганшина сыграла в фильмах-спектаклях: «Деревья умирают стоя», «Синяя ворона», «Самоубийство», «Убийце - Гонкуровская премия».
Возвращение в кинематограф Эры Зиганшиной состоялось в начале 90-х. Она сыграла заметные роли в мелодраме «Воспоминания без даты» (мамка), драме «Человек со свалки» (мать Геры), комедии «Последнее дело Варёного» (Светлана Андреевна). Как признается сама актриса, кино долгое время ля нее было лишь статьей дохода: «Я спокойно и цинично зарабатывала деньги, потому что сам процесс съемки мне в принципе не нравился. В театре я играла большие серьезные роли, научилась общаться с залом, а здесь – одна камера, за которой ходят человек пятнадцать, и каждый занимается своим делом. Для меня это было как личное оскорбление: почему это никто не застыл и не смотрит, как потрясающе я играю?»
Как вид искусства кино не трогал Эру Зиганшину до тех пор, пока не появился Сергей Снежкин. По словам актрисы, он - первый режиссер, который научил ее любить сам процесс съемки. Их знакомство состоялось на съемках социально-психологического триллера «Невозвращенец». Фильм вышел на экраны в 1991 году и, по сути, предсказал переворот в нашей стране. Эра Зиганшина сыграла в нем редактора новостей Галину Михайловну Григорьеву. К сожалению, эта талантливая картина, впоследствии канула в забвение…
Кино. Новый век
С началом нового века началось и бурное развитие российского кинематографа. Эра Зиганшина стала регулярно появляться на съемочной площадке. В ее активе и эпизоды в криминальных сериалах, и главные роли в серьезных драматических лентах. В картине Григория Никулина «Антонина обернулась» (2007) актриса создала интересный, глубокий образ немолодой женщины, которая однажды просыпается с мыслью, что прожила свою жизнь не так как хотела, что это и не ее жизнь вовсе. После выхода этой картины многие открыли для себя Эру Зиганшину вновь, задаваясь вопросом – где была эта талантливейшая актриса раньше?
Эра Зиганшина продолжает сниматься, радуя своих поклонников. В эксцентрическом комедийном сериале «Гуманоиды в Королёве» она сыграла Клару Аркадьевну, в сериале «Всё к лучшему» - Софью Введенскую, в психологическом детективе «Охотники за бриллиантами» - Лидию Ильиничну Толстую, в мелодраме «Бабье царство» - Матильду Карловну.1 февраля 1944
Эра Зиганшина росла девочкой увлекающейся. То ей хотелось научиться шить, то фотографировать, то кататься на лыжах. Родителям ничего не оставалось, как приобретать любимому чаду швейную машинку, фотоаппарат, лыжи… Но загоревшись, Эра быстро ко всему этому охладевала, и все вещи складывались в дальний угол и забывались.
Единственное, чем Эра действительно занималась долго – это скрипка. Родители считали, что умея играть на музыкальном инструменте, всегда будешь иметь гарантированный кусок хлеба. Однако, окончив школу, Эра Зиганшина, к огорчению родителей, забросила музыку. Она решила стать актрисой…
Учеба
Когда девушка объявила о своем решении, родители заперли ее дома. Пришлось сбежать. Она приехала в Москву, но везде провалилась. Долго болела после этого, нервы сдали. А на следующий год снова поехала в столицу, и на этот раз своего добилась – поступила в театральное училище им. Щукина на курс Анатолия Ивановича Борисова.
«Это был замечательный педагог, - вспоминает Эра Гарафовна, - но мне было крайне неуютно в Щукинском училище. У нас был прекрасный курс, много красивых девушек, все из очень богатых семей, и я, приехавшая из города Казани, со своими непомерными амбициями. Я ведь была убеждена в собственной гениальности!»
Как-то в Москву с гастролями приехал БДТ во главе с Георгием Александровичем Товстоноговым. Спектакли проходили в Вахтанговском театре, который находится рядом с Щукинским училищем, и Эра вместе с подругами бегала смотреть спектакли. Неожиданно для себя она осознала, что хочет учиться именно у Товстоногова. Девушка попала к нему на просмотр, и Георгий Александрович согласился взять ее к себе.
Скандал был огромный. Ректор Щукинского училища Борис Иванович Захава категорически не хотел отдавать документы Зиганшиной. Он опасался, что, уйдя из института, девушка просто пропадет. Но если Товстоногов принял решение, то от него уже не отступал. В результате оканчивала обучение Эра Зиганшина уже в Ленинграде в студии Товстоногова при БДТ.
Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
В 1965 году Эра Зиганшина закончила студию и была принята в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Очень скоро она стала одной из ведущих актрис театра. Ее репертуару можно было только позавидовать: Люси в «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта, Нелли в «Униженных и оскорблённых» Достоевского. Но сама обстановка в театре оказалась непростой. Актриса вспоминает о том периоде: «Мне приходилось менять и преодолевать себя. По характеру, по воспитанию - по всему, я была человеком совершенно не приспособленным для театральной жизни. Я была очень резкой, не собранной. Для меня не существовало никаких авторитетов. В школе это во мне пестовали, а для театра оказалось плохо…» Театр воспитал Зиганшину, закалил, она научилась «держать лицо» независимо от ситуации.
В 1970 году мужа Эры Зиганшиной назначили главным режиссером Русского драматического театра Кишинева. Эра Гарафовна уехала вслед за ним. Недолго там проработав, она вновь вернулась в Ленинград, в Театр им. Ленинского Комсомола. Как раз в это время в театр пришел режиссер Геннадий Михайлович Опорков. Он назначил молодую актрису на роль старухи Пилар в спектакле «По ком звонит колокол». «Это высший пилотаж риска, как бы ты не доверял актрисе, что бы там ни было, но мне был 31 год! Не имея ни фактуры, ни, что называется, тела….» - вспоминает Эра Гарафовна. Но расчет Опоркова оказался верным. Зиганшина не только потрясающе сыграла, после этой роли она почувствовала, что теперь она может все!
За период совместного творчества с Опорковым Эра Зиганшина сыграла в таких спектаклях, как: «Деньги для Марии» В.Распутина (Мария), «Утиная Охота» А.Вампилова (Галина), «Последние» М.Горького (Софья), «Чайка» А.Чехова (Аркадина). «Я сыграла в его спектаклях, и режиссера ближе и роднее в моей жизни не было», - признается Эра Гарафовна.
Москва
В 1989 году Эра Зиганшина переехала в Москву, где сыграла главную роль в спектакле «Цена» А.Миллера в Театре «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. В дальнейшем она работала в качестве приглашенной актрисы в разных столичных театрах. Одна из лучших работ Эры Зиганшиной - Кабаниха в спектакле «Гроза», поставленном на сцене Московского ТЮЗа. За эту роль актриса была удостоена в 1998 году премии К.С.Станиславского, а в 1999 году - независимой актерской премии имени Владислава Стржельчика.
Большое удовольствие Эра Зиганшина получила от работы с Романом Виктюком, у которого она играла роль Донны Клотильды в спектакле «Фердинандо» А.Ручелло. Виктюк так отзывался об актрисе: «У Эрочки Зиганшиной есть уникальное качество, которое я запомнил в ней еще со спектаклей Опоркова, - это пульсирующий свет, исходящий из нее. … Это тот этап творчества и мудрости, когда уравновешены разум и сердце. Ей не скучно с собой. В ней нет пустоты. Ей есть, что отдать людям. Каждую роль она начинает с той ноты, с которой обычно актер заканчивает. Она начинает с такой вершины, и такая лавина несется вниз, что не видно, когда эта лавина остановится».
И снова Санкт-Петербург
Очередное возвращение в Санкт-Петербург состоялось уже в новом веке. Эра Зиганшина вернулась в родной Ленком, который стал носить новое название - Театр-фестиваль «Балтийский дом». На родной сцене ее ждал настоящий триумф. Актриса блестяще исполнила роль Бабушки в спектакле «Похороните меня за плинтусом». Вот как описывал игру Зиганшиной актер Александр Лушин: «…я вместе с остальными зрителями то хихикая, то негодуя наблюдал за выходками полусумасшедшей вздорной бабки, третирующей свое семейство, и вместе с остальными был готов разрыдаться, увидев в финале несчастную беспомощную женщину, задыхающуюся от любви и недостатка любви. Талантливо, глубоко, ярко, профессионально…» За эту роль Эра Зиганшина в 2008 году была удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Среди других работ актрисы, сыгранных на сцене «Балтийского дома» в 2007-10 годы: Кручинина в спектакле «Без вины виноватые» А.Н.Островского, Ольга Берггольц в спектакле «Ольга. Запретный дневник».
В декабре 2011 года Эра Зиганшина была принята в труппу Александринского театра. Ее дебютом стала роль в спектакле Валерия Фокина «Литургия ZERO» по роману Ф.М.Достоевского «Игрок».
Яркий дебют в кино
В кино Эра Зиганшина сыграла свою первую дебютную роль в 1966 году ролью маленькой разбойницы в фильме-сказке «Снежная королева». Великолепная картина была отмечена многочисленными призами фестивалей, но главное - она стала любимой для миллионов советских детей. Как признается сама Эра Гарафовна, после этой роли она вдруг возомнила себя кинозвездой: «…я отказывалась от большого количества ролей – каких-то нехороших девочек в классе, невоспитанных девушек на заводе. То есть работал стереотип: Маленькая Разбойница, только на современный манер, в советских сценариях. Я была убеждена, что это все не для меня. Вот «Снежная королева» – это классика, Маленькая Разбойница – это персонаж на все времена, значит, и следующая моя роль должна быть не менее достойной». Кинематограф жесток и злопамятен – не хочешь сниматься, найдутся другие, молодые и талантливые. Эру просто перестали приглашать…
Кино – от расчета до любви
Многие годы Эра Зиганшина и кинематограф существовали отдельно друг от друга. Лишь периодически актриса появлялась в небольших ролях, самая заметная из которых - Урсула в музыкальной комедии «Небесные ласточки». О той работе Эра Гарафовна вспоминает с удовольствием: «Одна из немногих лент, где я бежала на съемочную площадку окрыленной, - «Небесные ласточки». Было интересно, там много музыки, замечательный актерский ансамбль». Более плодотворным было сотрудничество актрисы с Ленинградским телевидением, где Эра Зиганшина сыграла в фильмах-спектаклях: «Деревья умирают стоя», «Синяя ворона», «Самоубийство», «Убийце - Гонкуровская премия».
Возвращение в кинематограф Эры Зиганшиной состоялось в начале 90-х. Она сыграла заметные роли в мелодраме «Воспоминания без даты» (мамка), драме «Человек со свалки» (мать Геры), комедии «Последнее дело Варёного» (Светлана Андреевна). Как признается сама актриса, кино долгое время ля нее было лишь статьей дохода: «Я спокойно и цинично зарабатывала деньги, потому что сам процесс съемки мне в принципе не нравился. В театре я играла большие серьезные роли, научилась общаться с залом, а здесь – одна камера, за которой ходят человек пятнадцать, и каждый занимается своим делом. Для меня это было как личное оскорбление: почему это никто не застыл и не смотрит, как потрясающе я играю?»
Как вид искусства кино не трогал Эру Зиганшину до тех пор, пока не появился Сергей Снежкин. По словам актрисы, он - первый режиссер, который научил ее любить сам процесс съемки. Их знакомство состоялось на съемках социально-психологического триллера «Невозвращенец». Фильм вышел на экраны в 1991 году и, по сути, предсказал переворот в нашей стране. Эра Зиганшина сыграла в нем редактора новостей Галину Михайловну Григорьеву. К сожалению, эта талантливая картина, впоследствии канула в забвение…
Кино. Новый век
С началом нового века началось и бурное развитие российского кинематографа. Эра Зиганшина стала регулярно появляться на съемочной площадке. В ее активе и эпизоды в криминальных сериалах, и главные роли в серьезных драматических лентах. В картине Григория Никулина «Антонина обернулась» (2007) актриса создала интересный, глубокий образ немолодой женщины, которая однажды просыпается с мыслью, что прожила свою жизнь не так как хотела, что это и не ее жизнь вовсе. После выхода этой картины многие открыли для себя Эру Зиганшину вновь, задаваясь вопросом – где была эта талантливейшая актриса раньше?
Эра Зиганшина продолжает сниматься, радуя своих поклонников. В эксцентрическом комедийном сериале «Гуманоиды в Королёве» она сыграла Клару Аркадьевну, в сериале «Всё к лучшему» - Софью Введенскую, в психологическом детективе «Охотники за бриллиантами» - Лидию Ильиничну Толстую, в мелодраме «Бабье царство» - Матильду Карловну.1 февраля 1944
Дополнить биографию
Награды
Народная артистка России (2005)Лауреат премии К. С. Станиславского за лучшую женскую роль (1998, за роль в спектакле «Гроза»)
Лауреат театральной премии имени Владислава Стржельчика (1999)
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит-2008» в номинации «Лучшая женская роль в драматическом спектакле» (2008, за роль в спектакле «Похороните меня за плинтусом»)
Работы в театре
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ«Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта — Люси
«Униженные и оскорблённые» Достоевского — Нелли
«По ком звонит колокол» Э. Хэмингуэя — старуха Пилар
«Деньги для Марии» В. Распутина — Мария
«Утиная Охота» А. Вампилова — Галина
«Последние» М. Горького — Софья
«Чайка» А. Чехова — Аркадина
«Цена» А. Миллера (театр «У Никитских ворот») — Эстер
«Гроза» А. Н. Островского (Московский ТЮЗ) — Кабаниха
«Фердинандо» по пьесе А. Ручелло — Донна Клотильда
«Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева — Бабушка
«Без вины виноватые» А.Н. Островского — Кручинина
«Ольга. Запретный дневник» — Ольга Берггольц
«Пьеса, которой нет» Андрея Могучего и Евгения Гришковца
«Литургия ZERO» по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» — Бабушка
Статья отредактирована: 16-09-2016, 11:38
Эра Зиганшина фильмография
2023
Бывшие. Happy end (мелодрама)
Нина Егоровна Лобова
Нина Егоровна Лобова
2017
Ждите неожиданного (детектив, мелодрама)
Розалия Карловна
Розалия Карловна
2016
Отель последней надежды (детектив, мелодрама)
Марья Максимовна
Марья Максимовна
2015
Синдром Петрушки (драма)
Вера Леопольдовна
Вера Леопольдовна
2015
Непридуманная жизнь (драма, мелодрама)
Людмила Никифоровна мать Дмитрия
Людмила Никифоровна мать Дмитрия
2015
Между нами, девочками (комедия)
Серафима
Серафима
2014
Контуженый, или Уроки плавания вольным стилем (мелодрама)
Лидия Петровна Савушкина главная роль
Лидия Петровна Савушкина главная роль
2013
Крик совы (детектив, криминал)
Наталья Вячеславовна
Наталья Вячеславовна
2012
Бабье царство (мелодрама)
Матильда Карловна
Матильда Карловна
2012
Наркотрафик (боевик, криминал)
мама Льва Саныча
мама Льва Саныча
2011
Охотники за бриллиантами (детектив)
Людмила Ильинична Толстая
Людмила Ильинична Толстая
2011
Проездной билет (мелодрама)
Софья Николаевна
Софья Николаевна
2000
Бандитский Петербург (2 сезон) (детектив, криминал)
Маргарита Михайловна
Маргарита Михайловна